H9swfam1
H9swfam1

Как авиакомпания «Роза Ветров» подвергает опасности жизни своих сотрудников и пассажиров

Как авиакомпания «Роза Ветров» подвергает опасности жизни своих сотрудников и пассажиров Виктор Павлов

Весной 2016 года в центре скандала оказалась авиакомпания «Роза Ветров». Четыре бортпроводника, которые сопровождали один из рейсов в Пакистан, вернулись в Украину с симптомами красного (брюшного) тифа. Тем не менее, представители «Розы Ветров» до сих пор не хотят брать на себя ответственность за случившееся и всячески пытаются замять этот инцидент. Более того, вскрылось большое количество фактов, которые подтверждают откровенно наплевательское отношение компании к санитарным нормам и требованиям безопасности.

Преступная халатность

В конце апреля 2016 года три сотрудника авиакомпании «Роза Ветров», которые в период с 12 февраля по 1 апреля 2016 года пребывали в командировке в Пакистане, обратились в инфекционное отделение Александровской больницы Киева (Центральная городская клиническая больница, ЦГКБ). Специалисты медучреждения  диагностировали у бортпроводников средне-тяжелую форму заболевания, которое во всем мире известно под названием красный или брюшной тиф.

Проведенный эпидемиологический анализ показал, что наиболее вероятной причиной передачи инфекции стали контаминированные продукты питания, которые употребляли пострадавшие бортпроводники во время рейсов компании Airblue, которые они обслуживали в Пакистане.

Но нюанс в том, что если бы сотрудники «Розы Ветров» перед тем, как отправиться в командировку, были привиты, их здоровье было бы в безопасности. Однако украинская авиакомпания не только не провела вакцинацию бортпроводников перед вылетом в Пакистан, но и не позаботилась о качестве продуктов, которыми она снабжала персонал. При этом представители перевозчика открыто заявляют о том, что прививание от тифа не является обязательной процедурой.

Но это вкорне противоречит действительности. Во-первых, все международные авиакомпании, которые осуществляют рейсы на территорию Пакистана, осуществляют вакцинацию своих сотрудников. Это общепринятая практика, поскольку по данным МИД Украины Пакистан занимает первое место по смертности от брюшного тифа в азиатском регионе. При несвоевременном диагностировании и лечении смертность от этого заболевания достигает 25%.

Во-вторых, согласно разъяснению Государственной авиационной службы Украины, которое есть в распоряжении редакции, бортпроводники допускаются к профессиональной деятельности только при наличии медицинского сертификата класса 3. Именно он подтверждает состояние здоровья того персонала, который находится на борту самолета, и удостоверяет факт отсутствия инфекционных заболеваний.

Таким образом, «Роза Ветров» не только нарушила требования, которых должны придерживаться все международные авиаперевозчики, но и сознательно подвергла опасности жизнь своих сотрудников, не удостоверившись в качестве тех продуктов, которые они употребляли в пищу.

Методы 90-х

Впрочем, на этом инцидент себя не исчерпал. На пострадавших от болезни сотрудников, которые попытались привлечь перевозчика к ответственности (в том числе и в судебном порядке), представители «Розы Ветров» начали осуществлять откровенное давление. В частности, им грозили увольнением, из-за чего двое человек отказались подавать на компанию в суд. А один из бортпроводников был в итоге уволен. Причем, компания мотивировала свое решение окончанием срока трудового контракта. Но очевидно, что это формальный повод, в то время как реальная причина увольнения – это попытка любой ценой «спустить на тормоза» разгорающийся конфликт.

Хотя работодатель даже в случае диагностирования красного тифа не имеет права увольнять сотрудников, если они прошли соответствующее лечение и реабилитацию. Да, сотрудник подвергается регулярным обследованиям и контролю, но увольнение – это нонсенс. 

Замкнутый круг

«Роза Ветров» уже почти два года держит «глухую оборону». Перевозчик полностью отрицает свою вину, а любые попытки пострадавшей стороны докопаться до правды и привлечь представителей авиакомпании к ответственности встречают явное нежелание компетентных органов заниматься этим делом.

Например, несмотря на то, что в результате халатности работодателя было открыто уголовное производство, при допросе директора и главврача «Розы Ветров» они отказались отвечать на вопросы, сославшись на 69 статью Уголовно-Процессуального Кодекса (ст.69 «Лица, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей и лица, имеющие право отказаться давать показания как свидетели»).

Обращение в МЗС и непосредственно к министру здравоохранения тоже ни к чему не привело. Да, в Минздраве подтвердили, что данный случай является профессиональным заболеванием. Но для того, чтобы это задокументировать, необходимо обратиться в Институт медицины труда Национальной академии медицинских наук Украины, и получить соответствующую справку. Однако без протокола служебного расследования Институт такую справку не выдаст. А поскольку расследование инициировано не было, то подтвердить документально профзаболевание попросту невозможно.

Логике вопреки

Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что вопреки очевидным фактам и целой россыпи зафиксированных нарушений со стороны «Розы Ветров», в ходе восьми судебных заседаний, которые были проведены в 2016-2017 годах, суды первой инстанции отказались принять сторону пострадавших бортпроводников. Попытка оспорить этот вердикт в апелляции тоже оказалась безуспешной: суд даже не принял иск к рассмотрению. Надежда лишь на кассацию, куда направлено прошение о восстановлении сроков подачи иска.

В это же время перевозчик продолжает открыто игнорировать требования безопасности и правила эксплуатации воздушных судов. Так, самолет, который был отправлен в Пакистан, еще несколько месяцев совершал перелеты в Саудовскую Аравию, где также широко распространен тиф. После возвращения в Украину судно так и не прошло дезинфекцию, что является грубым нарушением правил гигиены. Причем, тогда уже было известно о заболевших бортпроводниках.

Надежная «крыша»

Создается такое впечатление, что у перевозчика есть очень сильное лобби в контролирующих органах и властных кабинетах. Например, Государственная служба по вопросам труда еще в ноябре 2016 года инициировала расследование по факту сокрытия администрацией «Розы Ветров» группового несчастного случая, к которому относится заболевание сотрудников красным тифом. Но по информации, которой располагает редакция, компании в итоге удалось избежать грозившей ей проверки и серьезных последствий, которые могло за собой повлечь расследование. Даже в Администрации Президента отказываются обращать внимание на данный прецедент, а представители органов санитарно-эпидемиологического контроля заявляют, что никаких нарушений допущено не было.

Более того, в апреле 2017 года Комиссия по рассмотрению вопросов относительно прав на эксплуатацию воздушных линий Государственной авиационной службы Украины предоставила возможность «Розе Ветров» осуществлять шесть новых рейсов: из Днепра в Тбилиси, Батуми (Грузия) и Бургас (Болгария), а также из Киева в Любляну (Словения) и Бухарест (Румыния). И это невзирая на вопиющие нарушения и игнорирование правил безопасности.

Но репутация компании из-за подобных скандалов, коих было немало, изрядно пошатнулась. И теперь к каждой попытке «Розы Ветров» скрыть свои грехи будет привлечено внимание общественности. Вопрос лишь в том, как долго контролирующие органы намерены закрывать глаза на то, что перевозчик пренебрегает безопасностью, и подвергает опасности жизни не только своих сотрудников, но и пассажиров? Ведь какой бы ни была протекция в высших эшелонах власти, она не спасет от серьезной катастрофы.