184698
184698

Реформа маршруток в Киеве. Пиар вхолостую или палки в колеса прогрессу?

В августе 2016 года в прессе появилась информация о контролерах, которые уже осенью проверяли бы билеты в маршрутках. Но даже на автобусно-троллейбусной линии их редко встретишь, поскольку в общественном транспорте и так есть кондукторы-контролеры

В августе 2016 года в прессе появилась информация о контролерах, которые уже осенью проверяли бы билеты в…маршрутках. Но ведь даже на  автобусно-троллейбусной линии их редко встретишь, поскольку в общественном транспорте и так есть кондукторы-контролеры. А как билетеры работали бы в маршрутках? Эту тему уже успели кратко покрутить некоторые СМИ (ссылка), но мы копнули глубже и выяснили, проводится ли на самом деле глобальное переустройство общественного городского транспорта, решат ли маршруточные контроллеры давние проблемы и что может помешать реформам.

Кроме контролерских полномочий на таксомоторе, любопытно было узнать, какая зарплата была бы у таких сотрудников, за счет каких средств будет выделяться и как это отразилось бы на итоговых показателях городского бюджета-2016. Последние два вопроса «Киевпастранс» проигнорировал, но сообщил следующее: штат специально обученных ревизоров сейчас составляет 120 человек (с планом увеличения до 250 чел) с зарплатой от 4,5 тыс гривен.

Расходы и выхлоп

Следовательно, расходы на оплату труда 120 инспекторов в месяц составляют минимум 540 тыс грн, в год – 6, 48 млн. грн. (при увеличении штата – 1,125 млн грн и 13,5 млн соответственно). Прогнозируемые суммы сбора от билетеров, чтобы хоть что-то приносить в бюджет предприятия, неизвестны. Как-никак, несмотря на удорожание стоимости проезда, шофер одной из маршруток сообщил, что «очень много льготников, нам сказали брать всех, а АТО-шников – в первую очередь, это даже не обсуждается».

Все ж таки, столичный бюджет на 2016 год вроде как являлся профицитным. Поэтому деньги у города для «Киевпастранса» вполне были. Впрочем, как ясно из сообщений в СМИ, в прошлом году главный перевозчик Киева шикует – пытается обновить подвижной состав общественного транспорта (ссылка). Но и не забывает светиться в коррупции (ссылка).

Вместе с тем контроллеры работали бы только на тех маршрутках, которые находятся в распоряжении КПТ (номера их обозначены на сайте коммунального предприятия. Согласно официальной информации, почти все бусы размещаются в автобусном парке №8). Маршрутки, собственно, приравниваются к общественному транспорту, где пассажирам обязаны продаваться талоны. Соответственно, ревизоры проверяли бы выдачу билетов пассажирам.

Как бы то ни было, эксперты в области транспорта отмечают, что без внедрения современной системы оплаты проезда пассажирами наземного общественного транспорта (о которой речь пойдет ниже – прим. автора), - способной вести чёткий учет и контроль льготного обеспечения проездом отдельных категорий пассажиров - бригады контроллеров в новой форме не позволят снизить затраты предприятия на сбор выручки.

«По моим данным – затраты КПТ на такой сбор составляют 40%. Те, кто придумал задействовать контроллеров в маршрутках, успешно отложили решение проблемы со сбором выручки. Это как у Крылова в басне «Квартет»: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Пока что у чиновника нет реальной мотивации улучшать жизнь пассажира. Все эти разговоры лишь для пресс-релизов», - говорит председатель общественной организации «Развитие инфраструктуры» Станислав Гвоздиков.

Подходи, налетай, талон забирай

При этом не только для автобусов-троллейбусов, но и специально для маршруток были выпущены билеты нового образца в целях исключения подделки – стоимостью 4 грн, 4,5 грн, 5 грн, 6 грн. «Киевпастранс» сообщает, что это дало результат и водители исправно обилечивают пассажиров.

Но разговорившись с несколькими контроллерами, автор узнал, что пока это не совсем так. Водители по привычке берут деньги, а дать взамен билет забывают. Это есть грубое финансовое нарушение – каждая квитанция на учете. В связи с этим, по словам ревизоров, за невыдачу билетов водителей могут лишить 25%, 50% или 100% премии. Пассажиров же пока что приучают требовать билет за оплату проезда, но вскоре за рассеянность будут взискивать 20-кратную стоимость билетика. В тех маршрутках, в которых ездил автор данного материала, (и согласно его наблюдениям) люди привыкли кататься без билета и весьма редко просят его у водителей. Те же не заморачиваются обилечиванием - они или лежат под рукой для проформы, или отсутствуют.

А ведь эта маленькая бумажка – необходимый документ для получения компенсации в случае ДТП с участием маршрутки. Уж сколько об этом ранее писали в прессе. Несмотря на то, что пассажир городского общественного транспорта не является застрахованным лицом, т.к. с него не удерживается страховой сбор, он, в случае чего, вправе стребовать компенсацию с оператора маршрутки. Материальный ущерб оценивается в 50 тыс гривен, физический – в 100 тыс гривен.

Не прошло и полного года, как уже дважды произошло повышение цен на проезд в маршрутках. Людей волнует, обосновано ли это. Мало кто знает, что операторы согласовывают тарификацию с КГГА. Объяснение, как правило, одно – бензин поднялся, запчасти дорожают, быстрый износ авто и длительная окупаемость бизнеса, вот и…

Но когда взамен мы получим комфорт? Кое-где уже есть новые машины, но далеко не по всему Киеву. Такое ощущение, что конкурс на перевозки не проводится, т.к. мы вынуждены ездить в 90% случаев в латаных, ржавых бусах с разваленными сиденьями, дверями и неработающими кнопками сигнала водителю.

Где электронные табло по всему городу (та же самая Польша мэрии в пример) вместо железных знаков, где белой краской невнятно начеркан график движения? Чтобы на вопрос «когда отправление?» не получать частый ответ водителя «по загрузке». В общем, эти и другие жирные минусы в маршрутных перевозках нам всем давно известны.

Поэтому вопрос, имеет ли моральное право пассажир не платить за проезд, если оператор таксомотора не заботится о соблюдении техники безопасности и правил перевозки, остается открытым и риторическим.

И как же контролеры проверяли бы выдачу и получение билетов в забитых маршрутках? «Так же, как и в забитых автобусах и троллейбусах», - ответили автору. Но с конца августа 2016 года и по настоящее время автор не видел ни одного контроллера ни в одной киевской маршрутке, в т.ч. и на маршрутах «Киевпастранса».

Каждому по компьютеру

Итак, покуда есть в Украине маршрутки, местным властям важно требовать повышения комфорта перевозок. Уже давно разработаны конкретные рекомендации (ссылка), только госгорадминистрация, видимо, не хочет серьезно взяться за эту проблему.

Для пущего положительного эффекта параллельно нужно внедрять электронную систему контроля оплаты штрафа и выдавать билетерам-кондукторам/специнспекторам портативные компьютеры для внесения в базу данных информации о нарушителях. Уйти от санкций они не могут, письменным уведомлением органы сообщают о пене за просрочку расчета. Скажем, в Британии неуплата проезда в коммунальном транспорте и игнорирование штрафа есть уголовное преступление (ссылка). Вот, например, в прошлом году одной англичанке впаяли штраф в 1300 фунтов только лишь за просроченный проездной (гражданка до того момента не ездила в общественных автобусах примерно год) (ссылка). Ну и пара примеров из Германии (ссылка), (ссылка).

Так, один из пользователей форума интересуется, не задержат ли его в аэропорту при вылете за когда-то неоплаченный проезд в поезде – безбилетчик был вынужден предоставить контроллеру свои паспортные данные и вскоре увидел уведомление о пене за просрочку оплаты штрафа, которую он, судя по всему, намерен проигнорировать.

Важно заметить, что во-первых, на Западе нарушения и разного рода жульничество не только наказывается органами, но и в основном порицается местными жителями. Они (как показывает опыт общения автора с европейцами, американцами и также украинскими эмигрантами) очень щепетильно относятся к вопросам об уплате налогов и оплате за предоставленные услуги. А во-вторых, благодаря тотальной компьютеризации, рука правосудия рано или поздно дотянется даже до простого «зайца» и взыскание будет нешуточным.

Может показаться, что в Украине по этому вопросу конь вовсе не валялся – что все заброшено, запущено, отдано на откуп жадным частникам. Но принятый 17.01.17 закон Украины, позволяющий запустить в общественном транспорте электронный билет, может все изменить.

«Закон вступает в силу через 3 месяца после принятия. За это время Министерство инфраструктуры должно привести в соответствие этому закону все нормативно-правовые акты (Приказы, Постановления и т.д.) и разработать порядок внедрения и рамки для органов местного самоуправления. Собственно этот порядок и рамки будут ключевыми для реформы», - добавляет Гвоздиков.

Кроме того, по словам эксперта, еще в 2014 году в Киеве был подобран к сотрудничеству технический  партнер для внедрения специального электронного проездного (согласно договору с «Киевпастрансом» название партнера будет обнародовано только после письменного согласования всех деталей). В то же время общественниками сформировано альтернативное инвест-предложение для многофункционального комплекса; подготовленна презентация системы и определен план интеграции Карты Киевлянина и Процессингового центра; подписан договор с подземкой о начале тестового режима; подписан договор с КПТ о проведении тестового режима на одном из автобусных маршрутов (электронная система похожа на ту, что действует в метро. А тесты успешно завершены, но, как говорит Станислав Гвоздиков, «движение вперёд по разным причинам отложено КПТ»); построена математическая модель проекта и прочие нововведения. 

Почему же об этом так мало информации? Несмотря на перечисленные достижения, есть много недовольных, у которых реформаторы коммунального наземного транспорта забирают сверхприбыль и лёгкий хлеб. Собственно, поэтому-то тормозится введение новых инициатив. Именно по этой причине бюджеты разных уровней недополучают (или вообще не получают) причитающихся налоговых платежей, водителей маршруток официально не трудоустраивают, нарушаются требования безопасности перевозок, а потребитель не получает услуг надлежащего качества.

 

Виктор Гаценко