4
4

Школа или детский сад

Через месяц-полтора в столичных школах стартует прием документов от родителей будущих первоклассников

Через месяц-полтора в столичных школах стартует прием документов от родителей будущих первоклассников. В этом материале автор выяснит, что необходимо знать родителям и когда «пора» детсадовца «переводить» в ученики. А также советы психологов, как обойтись без стресса при этом.

Что нужно знать родителям

То и дело от родителей будущих школьников можно услышать жалобы, что при приеме документов их «просят» заплатить благотворительный взнос или купить школьный инвентарь. Комментирует ситуацию заместитель главы КМДА Анна Старостенко:

«Администрациям образовательных учреждений категорически запрещено просить какие-то деньги с родителей. На сегодня Киев в полном объеме обеспечивает финансирование школ, садиков и лицеев. Поборы – позорное явление, с которым мы боремся».

Анна Викторовна советует родителям в подобных случаях обращаться в правоохранительные органы, районные управления образования.

Также родителям следует знать, что при приеме в общеобразовательную школу тестировать их чадо не имеют права. Собеседование могут проводить, только если ребенка берут в специализированную школу, лицей или гимназию.

«В общеобразовательных школах не должно быть никаких вступительных мероприятий. Если же это общеобразовательная школа но не по месту проживания, то принимают ребенка только при наличии мест после приема детей, приписанных к этой школе. Но опять таки без собеседований», – объясняет Анна Старостенко.

Когда готов

Психологическая готовность к школьному обучению – это состояние развития личности ребенка в переходный период от дошкольного к школьному возрасту, обусловливающее формирование у него способности участвовать в школьном обучении.

Психолог специализированной школы № 307 Любовь Ивановна Прищепа рассказала, что должен знать будущий первоклассник.

В понятие готовности к школе включаются развитие речи, интеллектуальное развитие, восприятие, фонематический слух, мотивация, способность к сотрудничеству и умение дружить.

Развитие речи. Ребенок, идя в школу, должен уметь сформулировать свои мысли, рассказать, как зовут и кем работают его родители. При этом обращается внимание на то, отвечает ли ребенок односложно или предложением.

Интеллектуальное развитие. Будущий ученик должен уметь устанавливать логические закономерности.

Восприятие. Ребенок должен уметь различать цвет, форму, размер.

Фонематичный слух. Дети, которые не готовы к школе, не слышат последний гласный звук в слове. Например, в слове машина. Ребенка могут попросить повторить первый и последний звуки в слове, которые слышит.

Мотивация. Ребенок должен хотеть стать учеником.

«Дети, которые не хотели идти в школу, как правило, и уже будучи школьниками, не хотят учиться. Учитель будет стараться повышать это желание, но если его нет изначально, то оно и не появится. Такие дети потом сидят на уроках, считая минуты до перемены, чтобы поиграть», – говорит Любовь Ивановна.

Умение обобщать. Ребенок 6–7 лет должен уметь обобщать. Например, что стул, стол, диван – это мебель. А роза, астра, тюльпан – цветы.

Способность к сотрудничеству. Важно, чтобы ребенок выполнял то, что хочет от него учитель.

Умение дружить. Без этого в коллективе будут конфликты, которые также могут негативно повлиять на обучение.


Родители могут протестировать малыша по тесту  Керна-Йерасика. Тест предлагает нарисовать человека. Чем правдоподобнее нарисованная фигура, тем лучше. Расшифровку теста можно найти в Интернете.

Психолог детского сада № 534 Оксана Яремич добавляет, что ребенка могут попросить посчитать, сколько ему будет лет через год-два. Спросить какая сейчас пора года или время суток. Каких животных, птиц он знает. Кто больше корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап у петуха или собаки?

Отправляя ребенка в школу очень важно научить его обращаться к взрослым за помощью, если у него возникает какая-то проблема (например: ему нужно в туалет или у него что-то болит).

Научите ребенка делиться с Вами своими проблемами. Искренне интересуйтесь его мыслями, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

Постоянно разговаривайте с ребёнком. Развитие речи – гарантия успешного обучения. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это интересно.

Так же Оксана советует водить ребенка в театры, музеи, цирк и другие интересные места. Можно после этого обговорить с ребёнком, что он узнал нового, что ему понравилось, а что нет. Отвечайте на вопросы ребенка. Только в этом случае интерес к познанию чего-то нового у ребенка не угаснет.

Чаще хвалите вашего ребенка. На жалобы о том, что что-то не выходит, отвечайте: «Выйдет обязательно, только нужно ещё раз попробовать». Вселите в Вашего ребёнка веру в свои возможности и сами имейте веру, что Ваш ребёнок может всё, только нужно ему в этом помочь.

А вот читать и писать шестилетка еще не обязан. Сейчас нет подготовительной группы в детсадах, только старшая группа. И в ней всего лишь формируют у детей умения осознанного чтения, дают практическое представление про букву (видим и пишем). Формируют начальное умение читать - слитное прочитывание двух букв, которые означают соединение согласного звука с гласным. А так же идет подготовка руки ребенка к письму. Учат ребенка держать карандаш тремя пальцами, писать в тетради простым мягким карандашом. Под письмом здесь подразумевается обучение детей ставить точки на линиях и между ними, проводить наклонные линии между двумя линейками, прямые линии с точками и тому подобное. А также умение заштриховывать предметы в пределах контуров. Развивают глазомер, мелкую моторику ребенка. Все занятия в детских садах проходят в виде игры или включают в себя ее элементы.

Потому перед поступлением в школу ребенок не обязан владеть этими знаниями, его обучат уже в школе. Но, как правило, все-таки шестилетки уже читают.

А вот считать в пределах 10 и обратно ребенок такого возраста должен, отмечает Оксана Яремич.

Главное – желание

Как известно, в обучении имеет немаловажное значение мотивация. Из двух учеников с одинаковыми способностями с большой вероятностью будет учиться лучше тот, у кого сильнее мотивация.

«Если ребенок играет в школу, собирает портфель самостоятельно, то он готов к школе. Если его интересуют только игрушки, – еще не готов. Ребенок должен осознавать, что он уже школьник», – говорит Наталия Шинкар, практический психолог.

Также она предлагает обратить внимание на развитие мелкой моторики. Для ее развития важно тренировать малыша обводить, делать аппликации, нанизывать бисер.

А перед собеседованием психолог советует ребенка успокоить, похвалить и настроить на позитив.

Также пока еще детсадовцу полезно сходить на экскурсию в школу, желательно побывать в том классе, в котором ему предстоит учиться. Можно проиграть с малышом, как в школу идут игрушечные зверушки.

Когда следует подождать

Все последние годы среди родителей, педагогов, медиков и психологов проходят дискуссии, когда лучше отдавать ребенка в школу – в 6 или все таки в 7 лет. Психологи уверяют, что все индивидуально и единого совета нет. По словам Оксаны Яремич, бывает, что один ребенок в 6 уже готов, а другой в 7 – еще нет. Наталия Шинкар считает, что в этом возрасте не только год, но и месяц имеют большое значение. Любовь Прищепа подчеркивает, что если год ждать, то этот год нужно потратить на активные занятия с ребенком, а не пускать ситуацию на самотек. Но если у ребенка есть любые хронические заболевания, то лучше год дать ему окрепнуть.

Весна идет быстро. И не успеем мы оглянуться, как наступит время «ч» – последний момент для принятия решения. Остается только пожелать родителям и детям, чтобы оно стало надежной ступенькой для дальнейшего развития личности.

 

Ярослава Золотько