Isfljk94gck
Isfljk94gck

Гримаса олигархата, или Запретить нельзя показывать

фото: vk.com

Я не смотрю телевизор, наверно, уже года два. И заставить меня посмотреть какую-либо телевизионную программу хотя бы в Youtube могут разве что взбунтовавшаяся лента ФБ, профессиональный интерес или информационная война.

И вот сейчас возник тот уникальный момент, когда сошлись все три фактора. В результате я посмотрела целых 6 серий нового нашумевшего сериала «Останній москаль» и поняла вот что: шутки там, нужно отдать должное сценаристам, достаточно смешные. Вопрос только в том, что смысловая составляющая этих шуток еще больше отдаляет нас от победы в информационной войне.

СЮЖЕТ СЕРИАЛА: ИГРА НА КОНТРАСТАХ

Для тех, кто не видел, – сюжет завязывается на том, что московский «мажор» приезжает в гуцульское село к своему дяде-гуцулу, которого никогда в жизни не видел. Гость из Москвы и жители села прямо противопоставляются друг другу.

Образ москвича:

- Образованность

- Современность

- Гаджетизированность

Образ гуцулов:

- Туповатость

- Ограниченность кругозора

- Любовь к алкоголю и т.д.

Образ украинского села:

- Деревянные хаты, застрявшие в начале 20-го столетия (как во львовском Шевченковском гае)

- Национальный строй

- Старые автобусы, в которых ездят и люди, и куры

- Отсутствие телевидения

Можно сколько угодно оправдывать этот сериал пропагандой украиноязычного продукта, но это и на 10% не компенсирует воспетый образ «меньшего брата» и «дегенеративных» гуцулов. Я не была в Карпатах лет пять, но даже 5 лет назад это был край с хорошими, порой даже слишком, домами, образованными людьми, мобильной связью, кабельным ТВ, интернетом (пусть и слабеньким), нормальными дорогами, иномарками и т.д.

ОТКУДА НОГИ РАСТУТ

Для меня остается загадкой, как телеканал, который столько эфирного времени выделяет на социальные и военные темы, мог создать и выпустить в эфир, к тому же в прайм-тайм, этот сериал. Но есть несколько гипотез.

ГИПОТЕЗА ПЕРВАЯ. Запрос наших олигархов. В сериале украинец показан таким, каким его видят собственники каналов-заводов-пароходов: такой себе представитель «деревенщины», который за доллар готов сделать все, что угодно, – от этого и гречка за голоса и тому подобное. Это необразованный электорат, который вешает плазменный телевизор на стену вместо картины (ТВ-то все равно нет) и ходит по лесу с факелами (фонариков-то у них тоже не имеется).

ГИПОТЕЗА ВТОРАЯ. Канал решил подыгрывать русской пропаганде. И этот вариант мне нравится еще меньше. Такой образ украинца на фоне образованного, пусть и ленивого, «москаля» – это старый-добрый образ младшего брата. Наш «МинСтець» и так строит контрпропаганду на оправдании, а тут еще актуализация комплекса неполноценности. 

МИНСТЕЦЮ НА ЗАМЕТКУ: СТРАНЕ НУЖЕН МИФ, А НЕ «ОСТАННІЙ МОСКАЛЬ»

Для победы в информационной войне стране нужен миф. Миф не из прошлого (Киевская Русь, Козачество и прочие подзабытые сегодня смыслы), миф из будущего. Противопоставить «великому русскому миру» можно только наши собственные украинские большие новые смыслы. Только они могут победить в информационной войне. Украине нужен свой стратегический «миростроительный» проект.

Сегодня уровень претензий Украины «на величие» значительно скромнее, чем мог бы быть. Идея евроинтеграции, которая традиционно описывает путь Украины, слишком слаба в сравнении с фундаментальной идеей всеобщей справедливости «русского мира». Выработка украинских объединяющих идей и смыслов могла бы стать приоритетным направлением работы Министерства информполитики.

В информационной войне побеждает тот, кто имеет стратегические цели и планы их достижения.

А все шаги нашего государства в лице Министерства информационной политики пока что носят тактический характер. Однако отсутствие внятной стратегии — проблема не только Министерства информполитики, но и наших правителей в целом во все годы существования независимой Украины.

Украина должна наконец-то стать субъектом и заявить о том, кем видит себя и каким путем идет.

PS:

Посмотрите русские сериалы, даже о глубинке, – 90% из них воспевают Русский мир. А теперь умножьте эти 90% на количество сериалов и фильмов, которые продуцирует в год русский кинорынок. Теперь то же упражнение, только с украинским кинопродуктом. Разница огромная.

Риторический вопрос – почему те немногие украинские фильмы / сериалы, которые мы выпускаем, работают против Украины?