Question-mark-3839456_1920
Question-mark-3839456_1920

Принесет ли Избирательный кодекс изменения в украинскую политику

О системе выборов и о том, от кого зависит будущее Украины

Фото: mind.ua

11 июля, де-факто в последний день работы парламента перед выборами, депутаты VIII созыва приняли один из самых знаковых законов своего созыва - Избирательный кодекс. Почти полтора года понадобилось Верховной Раде, чтобы  окончательно  принять новые избирательные правила и проголосовать законопроект во втором чтении. Глеб Сегида, управляющий партнер юридической фирмы Pravovest, рассказал Mind.ua о том, что изменит Кодекс, кому он нужен и какие основные минусы в его принятии именно в такой редакции.

Хотя Кодекс объединил в себе сегодня пять отдельных законов –  «О выборах народных депутатов Украины», «О выборах президента Украины», «О местных выборах», «О Центральной избирательной комиссии» и «О Государственном реестре избирателей», именно для народных депутатов он подготовил больше всего изменений.

Как проходят выборы в Украине? В июле 2019 Украину ждут восьмые в истории независимой страны парламентские выборы. За это время они успели произойти по трем разным системам: полностью по мажоритарной системе (в 1994 году), по смешанной - по мажоритарным округам, и партийным спискам (в 1998, 2002, 2012 и 2014 годах), и полностью по партийным спискам (в 2006 и 2007 годах). В этом году нас снова ждут выборы по смешанной системе.

Как выбирают парламентариев в мире? Всего существует около 50 различных систем проведения выборов в парламенты разного уровня. Как видим, Украина активно ищет оптимальную для себя. Новая система, с открытыми партийными списками, наверное, самая сложная из действующих на сегодня в мире.

Например, в таких развитых и образцовых, с точки зрения работы демократических институтов, странах, как Великобритания, Франция, США, действует мажоритарная система. И, как видим, проблем эти страны не испытывают и живут с такой системой сотни лет.

А вот для Украины «мажоритарка» изжила себя и полностью дискредитировала. Однако виновата в этом избирательная система или сами избиратели, партии и правоохранительные органы, которые не замечают подкуп избирателей? Станет ли политика чище, а избранный по новой системе парламент качественно лучшим? Перестанут ли покупаться места в партийных списках? Прекратится ли раздача гречки только благодаря новому Избирательному кодексу? Конечно, нет.

Что изменится для украинских избирателей? Уменьшится количество избирательных округов - их станет 27, а не 225, как сегодня. В большинстве случаев округ отвечать области (кроме Крыма и Херсонской области, которые объединяются в один округ; также два округа получает Киев и Днепропетровская область).

Правила с «открытыми» списками будут действовать не только для парламентских выборов, но и для депутатов Верховной Рады АР Крым, областных советов, а также городских советов городов, в которых количество избирателей превышает 90 000 человек.

Новые правила предоставили избирателям дополнительный инструментарий. Так, каждый гражданин будет голосовать за партию и кандидата от партии по этому округу. Партии будут предлагать по каждому округу несколько депутатов «на выбор». И если политсила преодолеет 5%-й барьер, в парламент от нее попадут только кандидаты, набравшие наибольшее число голосов от избирателей в округе.

Это чем-то напоминает смешанную систему, которая действует сейчас. Разница в том, что теперь все кандидаты будут выдвигаться только партиями, от округа в парламент проходит несколько депутатов, и список этих депутатов будут формировать сами избиратели, а не партийное руководство.

Но разве сегодня и в предыдущие годы кто-то мешал голосовать не за депутатов-мажоритарщиков, за которыми тянется коррупционный шлейф, а за новые лица? Или голосовать за те партии, в которых список полностью состоит из авторитетных экспертов в своих отраслях, а не смотреть только на первые номера?

Поэтому, если избиратели сами созреют до нового уровня политической образованности и ответственности – новый Избирательный кодекс станет инструментом для качественного изменения состава парламента. Если нет – то ни одна избирательная система этого не изменит.

Каких проблем Кодекс не решит? Он не станет панацеей. Политическая безграмотность большого количества украинцев, полиция и суды, которые «не видят» подкуп избирателей, манипулирование общественным мнением через СМИ – останутся. Если сейчас избирателям все равно, кто в списке партии, а главное – кто ее лидер, ничто не помешает кандидатам купить места в региональном списке и в будущем.

Ведь по новой системе избиратель обязательно должен будет выбрать номер партии, за которую голосует. Также можно проголосовать за кандидата от партии по этому округу. Но за депутата голосовать уже не обязательно - это остается на усмотрение избирателя. Чем больше голосов набрала партия в целом – тем больше мандатов она получает. То есть достаточно одного-двух рейтинговых кандидатов на округ. Все, кто ниже и даже получат мало голосов за себя (или даже ни одного голоса) – пройдут в парламент «паровозиком» при высоком общепартийном результате.

Каковы основные недостатки документа? Хотя еще никто не видел окончательного текста Кодекса, по той информации, что уже есть, он имеет ряд слабых мест. Например, дата вступления в силу – декабрь 2023 года. Таким образом депутаты пытались уберечь новую Верховную Раду от досрочного прекращения полномочий. Но ничто не мешает собрать 226 голосов и перенести дату вступления в силу на другой срок. Итак, Кодекс только принят, а соблазн внести в него изменения уже существует. И какие именно изменения в него внесут в последующие годы – пока не знает никто. И это еще одна точка конфликта между президентом и ВР.

Кроме того, членов избирательных комиссий еще надо научить считать голоса по новой системе. А процедура подсчета становится очень тяжелой.

И здесь сразу начинается еще один огромный минус – в Кодексе отсутствуют нормы об электронном голосовании. То есть даже в 2023 году в Украине все еще будут считать голоса «на бумажках». Почему нельзя было внедрить хотя бы систему обработки и подсчета голосов не руками, а с участием компьютеров, не говоря уже о возможном постепенном переходе к полностью электронному голосованию, – остается непонятным.

То, что на дворе XXI век, депутаты отметили только нормой о процедуре изменения места голосования в онлайн-режиме. Это можно будет сделать не путем личного обращения письменно, а через кабинет избирателя на сайте Госреестра.

Вопросы есть и по политической рекламе – в новых правилах нет дополнительных ограничений относительно нее. Как и ранее, все эфиры и билборды будут бомбардировать избирателей призывами голосовать за тех, у кого больше денег, а значит – возможности оплачивать такую ​​рекламу.

Избирательный кодекс снова стал плодом политических компромиссов. Депутаты-мажоритарщики не исчезнут и не станут менее ценными политическими фигурами. Им просто придется вступить в партию, в которой рейтинг позволяет преодолеть барьер и так же получить голоса на своем округе, как и раньше. А плюс для страны – в том, что потом, уже в парламенте, такие депутаты не смогут бегать по фракциям.

Какой будет новая Верховная Рада IX созыва, будет ли и она менять Избирательный кодекс и когда выборы впервые пройдут по новым правилам – неизвестно. Но, как показывает опыт развитых стран, не так важна избирательная система, как ответственность самих избирателей.