Главные плюсы децентрализации для людей: зачем и за что конкурировать местным общинам

Головне Новини
Главные плюсы децентрализации для людей: зачем и за что конкурировать местным общинам

В Украине часто реформу децентрализации называют одной из самых успешных после Майдана. По официальным данным, по состоянию на июль 2021 года в стране уже сформировались 1470 громад, которые охватывают 443 города, 1960 поселков и 26261 село, покрывая всю территорию страны. А с июня 2020 г. в Украине заработала новая система административно-территориального устройства.

Как было задекларировано, децентрализация в Украине предполагает запуск таких основных изменений:

  • усиление местного самоуправления;
  • изменение положений об административно-территориальном устройстве;
  • закрепление «принципа вездесущности» (землями по территории населенных пунктов распоряжаются органы местного самоуправления);
  • гарантия наделения местного самоуправления достаточными полномочиями и ресурсами;
  • учет исторических, экономических, экологических и культурных особенностей при планировании развития территориальных общин (громад);
  • передача «на места» максимального количества полномочий, которые органы местного самоуправления способны выполнить, в том числе передача коммунального имущества местным общинам;
  • в перспективе — ликвидация местных и районных государственных администраций, создание объединенных территориальных общин (громад), введение института префектов.
  • финансовая самостоятельность.

Кстати, одним из позитивных сдвигов, которые несет реформа, многие экономисты и эксперты называют именно финансовую составляющую.

В частности, после внесенных 1 января 2015 г. изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы, местное самоуправление получило больше возможностей, полномочий и соответствующих финансовых ресурсов для повышения экономической состоятельности.

Объединенные общины (громады), в частности, распоряжаются:

– 60% налога на доходы физических лиц;

– 100% налога на имущество;

– 100% единого налога;

– 5% акцизного налога с розничной торговли (табак, алкоголь, нефтепродукты);

– 100% налога на прибыль учреждений коммунальной собственности ОТГ;

– 100% платежей за предоставление административных услуг;

– 25% экологического налога

– другими сборами и платежами, межбюджетных трансфертов и поступлениями в рамках программ и пособий.

Таким образом, само государство заложило серьезный стимулирующий экономический инструмент для развития местных общин, у которых теперь остается больше средств на собственные нужды. Это подтверждает официальная статистика: так, за время проведения реформы собственные доходы местных бюджетов выросли почти в семь раз: с 68,6 млрд грн в 2014 году до 471,5 млрд грн в 2020 г.

Причем теперь сами общины заинтересованы в том, чтобы там проживало и работало больше людей, чтобы создавались новые рабочие места, развивалось предпринимательство и бурлила деловая активность.

То есть, чем больше предприятий и рабочих мест будет сконцентрировано в местных общинах, тем по логике больше поступлений будет направляться в местные бюджеты. И эти средства ОТГ будут тратить на первоочередные и важные нужды общин, а не ждать одобрений в Киеве или облцентрах, чтобы им годами/десятилетиями «выделялись» средства на какие-то общественные нужды.

Естественно, чем больше денег у местной общины, тем быстрее может сдвинуться с места развитие местной инфраструктуры: обустройство парков, строительство новых школ/детских садиков, современные публичные пространства, устойчивое градостроительство, новая архитектура, современные дороги, обновленная система коммунального хозяйства. Другими словами – все то, что удобно для качественной жизни.

Какие еще перспективы открываются перед ОТГ

Также одним из перспективных направлений развития общин является создание коммунальных бизнес-центров, в которых могут концентрироваться целые отраслевые хабы. При этом они могут работать даже в одном здании и предоставлять людям удобные услуги, которые раньше предоставлялись лишь в совдеповских райцентрах. Куда еще нужно было добираться за десятки километров и бегать едва ни за каждой справкой. Благо, и реформа диджитализации тоже идет в ногу со временем (от создания удобных ЦНАПов до перезапуска приложения «Дія» с расширенным функционалом). Конечно, на такие подвижки еще может понадобиться какое-то время, однако среди населения (часть которого еще живет парадигмами СССР) нужно проводить агитацию, информирование с перечислением всех преимуществ новых изменений.

Это спекулятивный миф, что все новое – обязательно плохое. Сейчас же почти все пользуются мобильными и интернетом. То же самое может произойти и с организационным устройством жизни в ОТГ, в которых найдется место для современных коммунальных бизнес-центров с удобными быстрыми услугами.

Как один из позитивных примеров децентрализации можно привести создание Ирпенской ОТГ под Киевом. Приирпенский регион сегодня развивается очень динамичными темпами. По официальным данным, на 2021 г. бюджет ОТГ был утвержден с доходами в размере почти 1 млрд грн. А уровень дотационности казны составляет всего лишь менее 1%.

На территории ОТГ активно растут новые жилые массивы, развивается бизнес-среда, преображается инфраструктура. В последние пять-десять лет молодые семьи из Киева начали перебираться в Приирпенский регион, где фактически есть все для нормальной жизни: новый жилфонд, современная инфраструктура, комфортные живописные зоны отдыха, рабочие места, экология и т.д. К слову, с 2011по 2021 гг. население только Ирпеня официально выросло на 20 тыс. человек и продолжает расти.

Естественно, справедливости ради стоит отметить, что у новосозданной ОТГ есть и свои проблемы. Но после реформы их стали решать быстрее, на это появились дополнительные деньги и политическая воля (напомним, что руководство ОТГ представляют выходцы из этой общины, а не заезжие чиновники-назначенцы).

Токсичная бюрократическая система наносит ответные удары по ОТГ

К проблемам местных ОТГ можно также отнести пограничные ситуации, когда интересы государства и бюрократии идут вразрез с местными.

Возвращаясь к Столичному региону, ярким резонансным примером такой токсичности является беспрецедентный случай под Киевом. Так, на территории Золочевской ОТГ чиновники собрались обустроить кладбище на миллион могил (на площади свыше 252 га) и запустить крематорий.

Общественность таким «кладбищенским» планам противостоит и выражает возмущение. Активно выступили против и соседние общины.

Вот, в частности, что по этом поводу заявил Валерий Гасенко, депутат с.Петропавлоское, которое входит в Золочевскую ОТГ: «Согласно статье 28 Закона Украины «О погребении и похоронном деле» земли, на которых расположены места захоронения, являются объектами права коммунальной собственности и не подлежат приватизации или передачи в аренду.

На территории места погребения не могут быть расположены объекты другой, кроме коммунальной формы собственности.

Таким образом, на землях частной собственности невозможно (незаконно) любое размещение кладбищ и крематориев.

Никаких решений по размещению таких объектов, ни Вишенькивский сельский совет, ни Золочевская объединенная территориальная община не принимали. Итак, любое размещение без согласования органами местного самоуправления кладбищ и крематориев является незаконным».

Депутат также отметил, что обустройство кладбища противоречит нормативно-правовой базе Минрегионстроя, не было создано коммунальное предприятие, а земля имеет другое целевое назначение – сельскохозяйственное. Также никто не проводил общественных слушаний по сему поводу.

«… мы уже начали анализ и работу по:

• подаче иска об отмене незаконного детального плана территории

• открытии уголовного производства по факту принятия незаконного детального плана территории.

Для этого мы (без привлечения средств местного бюджета) уже привлекли опытных адвокатов, которые будут заниматься

указанными задачами. Кроме того, уже получено поддержку местных жителей и многочисленной среды предпринимателей,

ведущих хозяйственную деятельность в округе и выступают также против таких намерений», – подытожил Валерий Гасенко.

Таким образом, как видно из этого кейса, отдельные чиновники непрозрачно (когда включается извечный коррупционный фактор) сами же и попирают принципы децентрализации.

Тогда как президент Украины Владимир Зеленский недавно публично подтверждал, что центральная власть задекларировала «готовность углублять процессы децентрализации и передать громадам еще больше полномочий».

В целом же, как видно из политической воли руководства страны, отката назад в децентрализации не будет, а нормативно-правовые коллизии Центр готов будет устранять. Чтобы кейсов успешных ОТГ было еще больше, а люди, проживающие там, ощутили все преимущества самой успешной реформы новой (постмайданной) власти.

Новини

11 Квітня 2024

«Китай не сприйматиме звинувачень і тиску» – Пекін відреагував на претензії щодо співпраці з Росією

10 Квітня 2024

Російські НПЗ є «цивільними цілями» – помічниця Остіна на слуханнях у Конгресі США

У Києві зробили важливу заяву про роботу синьої гілки метро: деталі

Школа англійської мови Cambridge Club

Глава Пентагону засумнівався в ефективності атак на НПЗ Росії. Його розкритикував сенатор і згадав про вибори

9 Квітня 2024

Стало відомо, коли розпочнеться масштабний сезон тюльпанів на Київщині

Данія виділила 5,8 мільйона доларів на відновлення української енергосистеми

Україна і ще вісім країн приєдналися до продовження санкцій ЄС проти Росії

8 Квітня 2024

У Києві експосадовець вимагав гроші від підприємця за дозвіл на стихійну торгівлю

у РФ роздумують, чи допустити турецького омбудсмена до українських військовополонених

Лубінець звернувся до ООН і Червоного Хреста

7 Квітня 2024

«без підтримки нам буде важко»

Зеленський розповів, скільки систем Patriot потрібно, щоб «закрити Україну повністю»

Всі новини ⇢